Подготовка к школе

РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ И ТВОРЧЕСТВА

Что есть талант? Что такое одарённость? Привилегия немногих или возможное свойство всех? Если это так, как она возникает? Каковы её природа и составляющие?

И, наконец, почему одарённость ребёнка зачастую исчезает, не перерастая в талант или гений взрослого человека?

Философы, педагоги и психологи задают эти вопросы на протяжении многих столетий. Существует множество исследований природы таланта и одарённости, но ни одно из них не даёт однозначного ответа о природе и сущности детской одарённости, не определяет строгого механизма выявления и развития таланта.

Целостность человека талантливого — человека, действующего самостоятельно, достаточно полно можно описать такими понятиями как: мышление, чувства, соображение, психомоторика, потенциал развития.

Словосочетание «одаренный ребенок» обозначает некую исключительность, качественное отличие его от сверстников. В современной науке одаренность принято подразделять на общую, обеспечивающую достижения в самых разнообразных сферах, и специальную, позволяющую добиваться высоких результатов в определенном виде деятельности.

В образовательных учреждениях, как правило, педагоги выявляют и уделяют пристальное внимание специальной одаренности ребёнка – будь то музыкальная, творческая, двигательная, интеллектуальная или иная одарённость, так как специальные способности являются продуктом развития специальных видов деятельности, имеющих ведущее значение в общем развитии человека. Детская одаренность формируется и проявляется в плане художественно – эстетическом, познавательном коммуникативном, духовно-ценностном.

На практике убеждаешься, что одарённость детей достаточно распространённое явление. Однако, существует и деометрально противоположное – одарённость уникальна, обычно выявляется лишь некоторое превышение нормы развития ребёнка.

В любом случае, возникает проблема необходимости раннего выявления и целенаправленного развития одарённости на основе введения индивидуальных образовательных траекторий и систематического направленного взаимодействия с родителями одарённых воспитанников.

Мы полагаем, что талантлив каждый человек, обладающий неущербным генотипом — программой развития организма, — если он сам себя не разрушил вредными факторами (алкоголизм, наркомания, токсикомания и т.д.).

Возникает вопрос: почему же вокруг нас так мало действительно талантливых людей?

Возможно, что учёба и жизнь не пробудили в них механизма таланта. Например, растение растет в земле, к тому же в хорошей почве растёт лучше. Но из этого не следует, что идеальная почва для гвоздики позволит ей вырасти до размеров дерева и что именно хорошая почва вынуждает гвоздику хорошо расти. Растение за счет своих генетических, морфологических механизмов само определяет, каким оно будет и что надо взять из хорошей почвы. От нас зависит вовремя поливать и рыхлить землю — это поможет растению, но прямо не определит, каким именно оно вырастет.

С растением все просто и понятно.

Ребенок в миллиарды раз сложнее, и не только в генетическом отношении. Он мыслящий, чувствующий, выбирающий. Когда речь заходит о воспитании, живой ребенок зачастую превращается в объект педагогических, воспитательных и других воздействий. Одарённые дети, с поддержкой адекватно оценивающих и помогающих в реализации детских способностей родителей, при условии правильно поставленной воспитательной работы в образовательном учреждении и здоровой психологической атмосферы в группе сверстников и семье, вполне вероятно вырастут талантливыми людьми.

Исходя из анализа мнений, можно сделать вывод, что талант — это такой механизм, который существует или дается, как благо, либо талант сооружается с помощью учителя, им же развивается, и, наконец, талант — следствие, продукт работы, возникающий после исполнения определенного объема переработанного материала.

Если задаток рассматривается в современной психологии как условие возникновения одарённости, способности, как отдельный инструмент, предназначенный для круга некоторых деятельностей, то механизм — объединение инструментов, крепко связанных между собой, систематизирующее разнообразные содержания отраженного человеком и удерживающее его в едином целом.

Психический механизм — некоторая завершенность и единство, автономность в противопоставлении внешней среде, наделенная внутренней энергией и направленная на выполнение определенной работы (умственной или психомоторной).

Задатков в ребёнке очень много, некоторые их них формируются в способности, которые далее трансформируются в одарённость и талантливость. Исследования показали, практически любой нормальный ребёнок имеет какой либо талант или обладает потенциалом для его развития.

Содержание образования одаренных детей должно отличаться от базового, быть нетрадиционным, в большей степени основанном на деятельностном подходе, предоставляющем возможность каждому ребенку проявить свою индивидуальность.

Стратегия педагога в этом процессе — прибегать к парадоксам и аналогиям, задавать значимые для ребёнка проблемные вопросы, организовывать поисковую деятельность, прививать исследовательские навыки, формировать умение делать выводы и выдвигать гипотезы. Этому в полной мере отвечает компетентностно — ориентированное образование, являющееся приоритетным на современном этапе развития образования и общества.

В настоящее время доказана тесная взаимосвязь развития способностей детей с позитивными эмоциями.

В свою очередь эмоции вызывают у ребенка интерес к деятельности, усиливая тем самым мотивацию. Следовательно, чтобы мотивы приобрели побудительную силу, необходимо, чтобы ребенок приобрел соответствующий эмоциональный опыт. В дошкольном возрасте эмоциональные переживания успешно формируются в таких видах деятельности, как игра, экспериментальная и творческая деятельность, деятельность по решению проектных задач. С одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, а с другой — формируются новые качества поведения, развивается и обогащается эмоциональный опыт.

Действуя в реальной проблемной или воображаемой ситуации за другого, принимая на себя роль экспериментатора, педагога, творца, ребенок присваивает его черты, испытывает его чувства, а его личные чувства, порой мешающие ему в жизни, отодвигаются на второй план и до определенного времени не дают о себе знать. По мнению Д.Б. Эльконина, это «двойное самочувствие» обогащает эмоциональную сферу, способствует пониманию скрытого смысла ситуации, приводит к формированию новых положительных качеств, новых побуждений и потребностей.

Педагогическое и психологическое образование современного общества высоко.

Общество требует от педагогики и психологии нахождение и внедрение алгоритма воспитания и образования компетентной и творческой личности ребёнка, то есть стремится видеть детей безусловно одарёнными в той или иной области.

Данное требование может быть удовлетворено лишь в комплексных усилиях дошкольных учреждений и семьи.

Лишь совместное целенаправленное воздействие может являться гарантом развития детской одарённости. Современные родители знают, что хорошо и плохо с научной точки зрения, их разговоры о воспитании детей наполнены научными терминами и аргументами. Это прекрасно. Но они, как, впрочем, и некоторые педагоги, в подобных беседах часто забывают, что разговор идет о живом, мыслящем и чувствующем ребенке, а не о дрессировке персидского кота…

К сожалению, не существует универсальной технологии воспитания одарённых детей.

Например, известно, что для эффективного воспитания родители должны придерживаться в семье демократического стиля, в большей мере предоставлять ребёнку возможности для самовыражения, творчества, личной свободы.

Маленький талант сам должен найти способы поведения, которые вызывают одобрение родителей, которые дают ему ощущений собственной значимости и способствуют саморазвитию способностей и задатков, заложенных генетически.

Таким образом, можно сделать выводы, что:

Талант есть норма. Обычное деятельное состояние.

Талант просыпается в преодолении, в самостоятельном действии

Талант — способность к самовыражению, которая позволяет оригинально решать личностно и общественно значимые задачи и проблемы

Талант — механизм универсальный, не имеющий возрастных пределов.

Ребёнок, обладающий талантом целостным, еще лучше в состоянии гармонии, способен:

  • обрабатывать информацию и энергию разнообразных задач;
  • перестраивать структуру таланта соответственно этим задачам;
  • действовать универсально;
  • решать известные задачи оригинальным способом.

В нашем центре консультирования и развития «Пирамидка»

работают только квалифицированные

педагоги узких специальностей.

Для бесплатной консультации позвоните нам:

+7 (41147) 47932, +79243622883

г. Нерюнгри, ул. Карла Маркса, 3/1

You May Also Like

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *